МЕЖДУНАРОДНЫЙ
СИМПОЗИУМ:
РУССКАЯ
ЭМИГРАЦИЯ В
СЕРБСКОЙ И ДРУГИХ
СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУРАХ
Филологический
Факультет Белградского
Университета
20-22 ноября
1997 r.
***
ОРГАНИЗАЦИЯ
"РУССКИЙ
СОКОЛ"
И ЕЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ЮГОСЛАВИИ (1922-194l)
Докладчик:
Андрей Б. Сергеевский
И.д.
Старосты О-ва
Русский Сокол
в Лос Анжелесе
ИСТОРИЧЕСКОЕ
ВВЕДЕНИЕ
Пробуждение
национального
самосознания
среди народов
населявших многоликую
Австро-Венгерскую
империю вызвало
к середине прошлого,
девятнадцатого
века существенные
сдвиги в мировоззрениях
ее подданных.
Для них стало
существенным,
кем они себя
теперь начали
считать - покорными
и во всем лояльными
империи и властям
предержащим
гражданами,
или чем то новым,
обособленным,
самобытным в
отношении своего
языка и обычаев,
так запросто
в чужеязычную
империю более
не вписывающемся.
Произошло восстание
Венгров в 1848
году. Славянские
народы империи
тоже начали
мечтать о своей
собственной
государственности.
В Чехии, которая
уже почти тысячелетие
находилась под
австрийским,
германским по
духу, владычеством,
национальное
самознание было
настолько слабым,
что многие уже
не могли правильно
изъяснятся на
своем языке.
Но всеже новые
веяния коснулись
многих сердец
и ряд патриотов
стал не покладая
рук работать
на ниве возрождения
Чешского народа
и его исконных
культурных ценностей
и языка.
МИРОСЛАВ
ТЫРШ
Среди
таких чешских
патриотов, еще
совершенно не
объединенных
и действовавших
на свой риск
и страх, оказался
и молодой доктор
философии и
эстетики, Мирослав
Тырш, чех по
крови, но первоначально
воспитанный
в семье, говорившей
по-немецки.
Он родился в
1832 году .
Потеряв родителей
в детстве, малолетний
Мирослав попал
в семью своего
опекуна, где
царила чисто
чешская обстановка.
Резкое изменение
в окружавшей
его среде сильно
отразилось на
его взглядах
и стремлениях.
Так, в 1848
году, сразу
же после исторического
Пражского Все-славянского
Съезда, во время
беспорядков
и боев на улицах
Праги, мы видим
этого юного
чешского патриота
в самой гуще
событий - немецкая
пуля пробивает
его шапку, но
сам он остается
невредим.
После
подавления пражского
восстания он
продолжает свое
образование
в университете.
Усиленные занятия
подрывают его
здоровье - врачи
советуют ему
заняться гимнастикой
для укрепления
нервной системы
. Это привело
Тырша в 1851
году в одну
из немецких
гимнастических
школ Праги.
В 1854 года'
мы видим его
уже инструктором
по гимнастике
в конкурирующем,
другом обществе
некоего Ф.Шмидта*.
Изучив системы
занятий гимнастикой
популярные в
то время, Тырш
создает свою
гимнастическую
систему, которая
и стала основой
Сокольского
движения.
В
своих "Основах
гимнастики"
(изд. 1868 г.)
Тырш отмечает
"огромное
значение систематического
телесного развития
и его влияния
на воспитание
духовных качеств
человека: выдержки,
храбрости, настойчивости,
понимания красоты,
честности в
борьбе, точности
и привычки к
систематическому
труду"
(цитировано
по (1)). Эта
многогранность
целей во многом
отличала труд
Тырша от немецких
авторов, задачей
которых было
лишь онемечение
разнородного
населения страны
и физическая
подготовка призываемых
в имперские
войска.
Его
знаменитая статья
"Наши задачи,
направление
и цель"
изложила с предельной
точностью сущность,
идеологию организуемого
им в ту пору
Сокольства.
ОСНОВАНИЕ
СОКОЛЬСТВА
В
1862 году Мирослав
Тырш основывает
патриотическую
организацию,
которая явлется
практическим
приложением
его разработок
к делу воспитания
чешского самосознания
в народной толще.
Публичные гимнастические
и фольклорные
выступления
и массовые вылеты
на лоно природы
создали обстановку,
в которой к
концу года в
Чехии насчитывается
уже 59 гимнастических
обществ, а количество
членов первого
же созданного
в Праге общества
возросло до
1200 активных
участников.
Новая организация
славян сразу
же-пустила схожие
корни в других
областях Австро-Венгрии:
в 1863 году
основалось сокольское
общество в Словении,
в Любляне, которое
в сущности и
предложило название
организации
- "Сокол".
Сокол любимая
птица славянского
эпоса, он храбр
и зорок, он
физически ловок
и силен, он
всегда летит
навстречу опасности.
Чехи и сам Тырш
первоначально
предполагали
назвать свою
организацию
"Орел".
В
1865 Василий
Левский организовывает
в южной, турецкой
части Болгарии
гимнастические
общества, имевшие
много общего
с сокольским
движением Тырша.
Их первоначальное
зловещее название
"Тайное
Братство"
отражает конспиративность
подпольного
анти-турецкого
движения (угроза
быть насаженным
на кол в Оттоманской
империи была
обычным делом
дня). Впоследствии
эти общества,
вооруженные
ген. М.Д.Скобелевым
80-ью тысячами
русских ружей,
сыграли роль
защитников Болгарии.
Новое их название
было "Орел",
а с 1898 по
1944 г. - "Союз
Юнак" (т.е.
герой).
Первое
сокольское общество
в польской части
Австро-Венгрии
основано в 1867
г. во Львове.
К 1892 г. сокольских
гнезд - под-отделов
Львовского О-ва
насчитывалось
уже 30. В этом
же году создан
Союз Польского
Сокольства.
Первое
десятилетие
Сокольство в
Чехии еще не
подвергалось
гонениям австрийского
правительства
- гимнастическая,
стихийно возникшая
организация
не вызвала репресий,
слишком это
все было необычным
и новым для
полицейских
учреждений империи.
Однако уже семидесятые
годы прошлого
века оказались
очень тяжелыми
для соколов
- первый энтузиазм
развеялся, власти
начали преследовать
сокольских деятелей
и многие отвернулись
от сокольского
движения. Но
Мирослав Тырш
и его ближайший
сотрудник Индрих
Фигнер, вместе
с наиболее стойкими
соколами, оставались
верными начатому
делу возрождения
чешской народности.
Кризис был пережит
к 1880 году,
когда в Сокольство
начали вливаться
широкие слои
населения, а
Россия со славой
одержала победу
над поработителями
южных славян
- жестокими
турками. Освободительная
война в Болгарии
в 1877-78 годах
сильно повлияла
на самосознание
славянства в
целом - борьба
за освобождение
от власти любых
поработителей
стала для всех
славян темой
дня.
Под
личным руководством
Тырша Сокола
провели свой
первый "Слет"
в 1882 году
в Праге. Эта
массовая гимнастическая
манифестация
единения славянства,
для чехов, не
имевших своей
армии, но видевших
в соколах-гимнастах
ее аналог, оказалась
наиболее действенным
средством борьбы
за чешское возрождение.
Слеты чередовались
один за другим
каждые 6 лет
и не без их
почина мировые
спортивные организации
принялись за
воскрешение
Олимпиад древней
Греции в 1896
году. На Шестом
Слете в Праге
в 1912 году
участвовали
в выступлениях
уже и русские
сокола, наравне
с соколами остальных
славянских стран.
Флагом слета
был объявлен
бело-сине-красный
флаг Российской
империи и всему
миру стало ясно,
что за спиной
своих меньших
братьев стоит
защитницей Великая
Россия.
СОКОЛЬСТВО
В РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ
В
саму Россию
сокольство было
принесено на
плечах чехов-иммигрантов
-в 1870 году
в местечке Мирогощи
на Волыни было
основано два
сокольских общества
для проживавших
там чехов. Одно
из них преимущественно
занималось верховой
ездой. В том
же году в г.
Острог было
по православному
обряду освящено
сокольское знамя.
В русской части
Польши также
появились сокольские
общества. Русское
правительство
не препятствовало
этим начинаниям.
Однако для русских
организаций
сокольское имя
было официально
воспрещено,
видимо из-за
внешне-политических
соображений
правительства.
Интерес
к вопросам физического
воспитания в
последней четверти
прошлого века
был вопросом
индивидуальным.
Многие сознавали
пользу от занятий
гимнастикой
и старались
это использовать
на практике.
Приезжавшие
в Россию на
работы чехи
со своей стороны
старались познакомить
русских с системой
физического
и нравственного
воспитания,
только что разработанной
Тыршем, сознавая,
что только сильная
и здоровая Россия
может спасти
их народ от
окончательного
онемечения.
Эти их труды
принесли свои
плоды -русское
общество заинтересовалось,
но все еще индивидуально,
этим новым течением.
Но не дремали
и германцы -
их гимнастические
общества "Турн-ферейн"
и "Пальма"
начали свое
шествие по России.
Общественность
страны порила
о том что лучше:
шведская ли
или немецкая,
или даже французская
система гимнастики,
или быть может
лучше спорт
или же игры.
В этой обстановке
4 мая 1883 года
в Москве было
основано "Русское
Гимнастическое
Общество".
Впоследствии
членами этого
общества были
и Лев Н.Толстой
и Антон П.Чехов.
Общество опиралось
на чешский сокольский
опыт, в 1889
году оно завязало
переписку с
известным пражским
сокольским деятелем
Иосифом Шейнер,
издателем чешского
журнала "Сокол"
и через него
выписало себе
в 1891 году
чешского сокола
Ф.Ольшаника,
как преподавателя
гимнастики.
За
два года до
этого Л.Л.Марков,
директор Первой
Тифлисской гимназии
также выписал
себе на должность
преподавателя
одного из лучших
чешских соколов
- Ю.Грумлика.
Вслед за ним
отправляются
в Россию сокола
Скотак, Потучек
и Лукеш, также
на должности
преподавателей
гимнастики.
Все они с большим
усердием стараются
заинтересовать
россиян сокольством,
гимнастической
системой Тырша
и бедой, надвигающейся
на западных
славян. С началом
20-го века их
старания увенчиваются
успехом - в
1900 году в
Тифлисе (ныне
Тбилисси) открывается
"Гимнастическое
общество",
уже совершенно
откровенно сокольское
по структуре,
идеологии и
гимнастической
терминологии,
разработанной
Тыршем. Председателем
общества, "Старостой"
по-сокольски,
становится брат
(все сокола
"братья"
и "сестры")
Ю.Грумлик, заведующим
"залом"
т.е. строем,
гинастикой и
спортом , "Начальником"
по-сокольски,
избирается брат
Ф.Лукеш. Но
по прежнему
обществу не
разрешают именоваться
"сокольским".
В
том же году
рождаются два
новых, но очень
важных для русского
сокольства новых
общества: это
"Чешские
гимнастические
кружки"
в Санкт-Петербурге
и в Киеве. Вскоре,
в 1903 году,
они переименовываются
в "Общество
Север"
и соответственно
в "Общество
Юг". В
том же году
основано и утверждено
властями "Гимнастическое
общество в Ташкенте".
В 1905 году
проводятся "Гимнастические
праздники"
общества "Север"
в Санкт-Петербурге
и вышеупомянутого
общества в Ташкенте.
В том же году,
используя явный
успех, в Праге
открываются
курсы подготовки
чешских соколов
для преподавания
гимнастики в
России. Дверь
в Россию открылась
для сокольства.
Новые
веяния в России,
пережившей неудачную
Русско-Японскую
войну и революцию
1905 года, выраженные
устами премьер-министра
А.П.Столыпина
делают упор
на лозунг "революции
отпор, стране
реформы".
Сокольство предстает
в новом видении
- это уже не
чешская анти-австрийская
затея, а одно
из новых движений,
вызывающееся
помочь остановить,
пользуясь современными
нам крылатыми
словами А.И.Солженицина,
"красное
колесо"
революции. Обществу
"Тифлис"
разрешается
именоваться
"сокольским".
Сам Столыпин
с сыном вступают
в сокольство.
Обвалом происходит
переименование
уже существующих
"гимнастических
обществ"
в "сокольские"
- Появляются
"Общество
Сокол Москва
Г, "Петербург
1", "Одесса",
"Ташкент".
В
сокольскую работу
втягивается
военное ведомство.
В Санкт-Петербурге
открывается
"Офицерская
гимнастическо-фехтовальная
школа",
действующая
по "сокольской
системе"
с участием чехов-преподавателей.
Школа растет
и выпускает
профессиональных
инструкторов-офицеров
для обучения
войск окольской
гимнастике.
Большинство
сокольских руководителей
20-30 годов
в эмиграции
выпускники этой
школы. Последующие
годы - триумф
сокольской деятельности.
Молодежь, юноши
и девушки, с
воодушевлением
вступают в сокольство.
Новые общества
возникают повсеместно
- в 1908 году:
"Москва-2",
"Каменец-
Подольск",
"Екатеринослав",
"Егорьевск",
"Харьков";
в 1909 году:
"Чернигов"
и "Полтава"
в 1910'году:
"Воронеж",
"Петербург-2",
"Москва-3",
"Орел",
"Новороссийск",
"Таганрог",
"Сычев",
"Новочеркасск"
и т.д.
Создается
Союз Русского
Сокольства,
издаются сокольские
газеты и журналы,
напр. "Сокол"
я "Вестник
Русского сокольства".
К началу Великой
войны русское
сокольство насчитывает
уже 36 вступивших
в Союз Русского
Сокольства обществ
и 22 еще не
вступивших в
него, но сокольских
по духу обществ.
Происходит два
делегатских
съезда всего
Союза Русского
Сокольства -1-ый
в Москве (1911
г.), на котором
определены идейные
основы Русского
Сокольства и
2-ой в Киеве
(1913 г.), на
котором обсуждалось
устройство 1-ого
Русского Сокольского
Слета в Москве.
Но начало войны
1914 г. останавливает
всю сокольскую
работу - большинство
соколов уходит
на фронт.
СОКОЛЬСТВО
ЮЖНЫХ СЛАВЯН
На
территории будущей
Югославии, как
уже было упомянуто,
Словенцы были
первыми, ставшими
в сокольские
ряды - в 1863
году в Любляне
(тогда Лайбахе)
основалось общество
"Южный
Сокол"
. Придирка австрийцев
привела к его
закрытию в 1867
году, но общество
не замедлило
возродиться
под новым названием
"Люблянский
Сокол"
всего лишь год
спустя. В восьмидесятых
годах создаются
словенские сокольские
общества в Мозырье,
Триесте, Горице
и в Новом Месте.
Свой первый
Слет Словенцы
провели в 1888
году, к 1894
году Словенский
Сокольский Союз
насчитывал уже
42 общества,
а к началу войны
l9l4 roaa их
было yxe l13.
Сокольская
работа в Хорватии
была вызвана
словенским почином,
после начальной
неудачи, в ответ
на создание
в Загребе (тогда
Аграме) немецкого
"Турн-ферейна",
призванного
проводить германизацию
среди хорватского
населения. Так
основывается
в 1874 году
в Загребе первое
сокольское общество
под названием
"Хорватский
Сокол".
Через 10 лет
строится сокольский
дом. К 1911
году Хорватский
Сокольский Союз
насчитывает
уже 133 гимнастических
общества.
История
сербского сокольства
распадается
на две части
- сокольство
вне границ довоенной
(до 1914 года)
Сербии и внутри
ее границ -
история как
бы повторяющаяся
и сейчас, на
наших глазах.
Сербы, жившие
на территории
Австро-Венгрии
основали свои
сокольские общества
еще в семидесятые
годы 19-ого
века. В Новом
Саду, Панчеве
и Врпще действовали
гимнастические
общества, постепенно
переходившие
на систему Тырша
и становившиеся
сокольскими.
Позже возникли
сокольские общества
в Карловцах,
Мостаре, Сараеве
и других более
мелких местах.
В
самой Сербии
сокольство зародилось
в 1882 году.
Сокола Стева
Тодорович и
В ладан Джорджевич
основали гимнастическое
общество в Белграде,
с 1891 года
оно стало официально
называться сокольским.
Вскоре, вслед
за ним открылись
общества в Крагуевце,
Шабце и Нише.
В следующем,
1892 году Белградское
гимнастическое
общество "Сокол"
раскололось
- выделившаяся
узко-национально
мыслящая часть
создала новое
гимнастическое
общество "Душан
Сильный".
В 1908 году
удалось снова
объединить эти
две ветви сербского
сокольства как
Союз Сокольских
Обществ Душан
Сильный.
Два
связанных с
сокольством
события последних
лет пербд"
первой мировой
войной оказали
несомненное
влияние на последующий
ход балканской
и мировой истории.
Подготовленный
совместной работой
национальных
и сокольских
организаций
Боснии, Герцеговины,
Хорватии, Словении
и Далмации сокольский
слет в Загребе
в 1911 году,
где все южные
славяне шли
под одним знаменем
показал, что
границ в общем
понимании этого
слова для них
более не существовало.
Порыв к освобождению
и объединению
доминировал
над всеми иными
соображениями.
В
1912 году в
Крагуевце в
Сербии был созван
съезд делегатов
южнославянских
сокольских организаций.
Ввиду тревожного
времени был
выработан согласованный
план действий
для сокольств
всех южных славян.
Через два года,
в мае 1914 года
в Загребе, в
Хорватии, на
съезде было
решено формально
объединить южно-славянских
соколов в одном
Югославянском
Сокольском Союзе
и выступить
от его лица
на имевшем быть
проведенным
осенью того
же 1914 года
сокольском слете
в Любляне. Прообраз
послевоенной
Югославии 1919
года стал ясно
вырисовываться
в общественном
мнении южного
славянства.
Но грянул гром...
Убийство
престолонаследника
Франца-Фердинанда
в Сараеве было
нужно многим,
как на Балканах,
так и в Вене,
в Берлине и
кто знает, кому
еще вся эта
трагедия оказалась
желательной.
Менее всего
она было нужна
России и Сербии
- странам пролившим
процентуально
наибольшую кровь
в грянувшей
бойне. Это было
ясно и российскому
Царю и Николе
Пашичу, сербскому
премьеру, но
судьбу мира
решили другие.
Гаврила Принцип,
произведший
роковой выстрел,
принадлежал
к ряду тайных
организаций,
истинные цели
которых и по
сегодня еще
не вполне ясны.
Но он был и
соколом. В порыве
"справедливого
гнева",
сокольство в
Австро-Венгрии
было обвинено
в государственной
измене, многие
сокола были
арестованы и
осуждены на
каторгу. Австрия
объявила Сербии
войну.
В
Сербии сокола,
как и все остальные
мужчины, уходят
на фронт, тяжелый
и многострадальный.
Россия становится
на защиту Сербии,
Германия объявляет
ей за это войну.
В течение недели
почти все страны
Европы оказываются
вовлеченными
в мировую войну.
Вместо короткого
столкновения,
которое разрешило
бы все, якобы
жгучие, разногласия
"великих
стран",
война перешла
в обезкровливающую
затяжную фазу
противостояния.
Для России,
подточенной
изнутри "Бесами"
революционного
самопожирания,
будто бы во
имя всемирного
счастья в будущем,
такая война
оказалась роковой.
Трон дрогнул,
а вместе с ним
самоуничтожилась
и старшая сестра
славянства -великая
до тех пор Россия.
Неизбежная
Гражданская
война России
излечения не
принесла, да
и вряд ли могла
принести. Наступила
страшная, безумная
красная ночь
террора.
РУССКИЕ
ЗАРУБЕЖОМ
В
результате революции,
гражданской
войны на всех
фронтах, страха
перед изобретенной
новой властью
машиной уничтожения
собственных
граждан -ЧеКа,
перед кровожадностью
которой поблекли
все ужасы гильотины
и "Террора"
французской
революции, в
зарубежье оказались
сотни тысяч,
а то и более,
русских беженцев.
Это были люди
самых разных
сословных уровней,
профессий и
судеб, попавшие
за рубеж самыми
разными путями.
Большинство
из них страшно
бедствовало
и находилось
в страшнейшей
и глубокой депрессии
- вмиг на их
глазах погибло
все чем они
жили - семьи,
знакомые, привычный
уклад культурной
жизни и сама
Россия... Но
из горнила Гражданской
войны вышла,
выжила Армия
- побежденная
на своих родных
просторах, но
не сломленная.
Особенной была
судьба Белой
Армии выведенной
из Крыма генералом
П.Н.Врангелем
- ее ждал заготовленный
им заранее и
загруженный
углем флот в
150 российских
кораблей, вывезший
в критический
момент замерзания
Сиваша 150 тысяч
белых воинов,
с оружием в
руках, в неизвестность.
Союзники, столько
лет принимавшие
русское участие
в войне как
должное, переполошились
не на шутку
- а вдруг разбитая
Армия возьмет
Босфор и Дарданелы
- жемчужины
торговли, выход
России в Средиземное
море, почти
цель всей войны.
Врангелю первоначально
запретили приближаться
к Костантинополю,
но учитывая,
что белые все
же сила, уступили
- флот стал
на рейде. Переговоры
привели к обмену
флота на расположение
и снабжение
Армии в лагерях
на полуострове
Галлиполи, на
острове Лемнос
и в порту Бизерты.
Генерал А.П.Кутепов,
впоследствии
похищенный органами
НКВД и убитый,
не дал Армии
пасть духом
-дисциплина
и вдохновение
воинам надежды
на еще предстоящую
схватку с большевиками
спаяли волю
белых. После
двухлетней жизни
интернированными,
в результате
дипломатических
шагов ген.Врангеля,
военные чины
получили к 1922
году возможность
постепенно переезжать
в желавшие их
принять страны.
Это
были в первую
очередь братские,
но очень друг
от друга отличавшиеся,
славянские страны:
Королевство
Сербов, Хорват
и Словенцев
(СХС, будущая
Югославия) и
соседнее с нею
Царство Болгария,
а в дальнейшем
и республика
Чехословакия.
Молодой еще
тогда король
СХС Александр
1-ый Караджор-джевич
- король Рыцарь,
сам в свое время
учившийся в
Пажеском корпусе
в Санкт-Петербурге,
с большой личной
скорбью и пониманием
воспринял трагедию
России, совершенно
ясно сознавая,
что заступаясь
за маленькую
Сербию в 1914
году, великая
Россия надорвала
свои силы и
пожертвовала
собой, в буквальном
смысле этих
двух слов.
Король
приложил все
силы, чтобы
спасти в своей,
бедной и все
еще разоренной
жестокой войною,
стране возможно
большее количество
"руских
избеглица",
т.е. беженцев
из России. Молодая
страна и нуждалась
в огромном багаже
знаний, опыта
и энтузиазма
этих весьма
высоко-образованных
беженцев. Почти
все они отдали
свои лучшие
годы и, еще
берегшиеся для
служения России,
силы, приютившей
их братской
стране.
Появление
бывших военных
(они еще долго
носили свои
ветшающие Врангелевские
русские формы)
в среде русских
беженцев в корне
изменило пораженческий
дух в эмиграции.
С новым энтузиазмом
начали создаваться
"из ничего"
военные организации
, возглавлявшиеся
Русским Обще-Воинским
союзом (РОВС),
возродились
старые Кадетские
корпуса, Девичьи
институты, '
^гимназии, всевозможные
курсы,: объединения,
театрально-музыкальные.студии
и хоры. Король
Александр субсидировал
многие из этих
начинаний в
счет возврата
Сербией военного
долга России,
накопившегося
за годы Великой
войны. Эти суммы
расходовались
через созданную
правительством
"Державную
Комиссию"
по делам русских
беженцев. Со
временем был
построен, на
суммы данные
лично Королем,
великолепный
четырех-этажный
"Русский
Дом памяти императора
Николая Второго"
- культурный
центр русской
эмиграции в
Югославии, с
огромным театральым
залом, публичной
библиотекой,
женской и мужской
гимназиями,
начальной школой,
сокольней (т.е.
гимнастическим
залом) и школьной
церковью.
Но
все эти улучшения
в жизни русских
тогда были еще
впереди, в то
первое время
русская эмиграция
только начинала
оседать на новых
местах - в самом
Белграде и в
глубокой провинции.
Конечно русские
стали жить не
только в Югославии
- постепенно
наша эмиграция
расползлась
по всему свету,
в поисках новых
возможностей,
работы, из семейных
соображений,
для продолжения
образования
и многого другого.
Много русских
осело в Чехословакии,
Болгарии и Франции.
Все они создавали
в первую очередь
православные
храмы, потом
школы и библиотеки,
научные и пгкхрессиональные
организации.
РУССКОЕ
СОКОЛЬСТВО ЗАРУБЕЖОМ
Возродилось
и Русское сокольство.
Сначала в июне
1920 года в
Праге собралась
инициативная
группа для основания
там общества
"Русский
Сокол".
Через пол года,
16 Января 1921
года оно было
наконец основано
и существовало
оно до самого
момента захвата
страны Гитлером.
Попытка создания
в том же 1921
году русского
Сокольского
общества в Белграде
неудалась. Лишь
2 июля 1922
года удалось
основать первое
русское сокольское
общество в СХС
- в городе Земун,
напротив Белграда
- через реку
Саву.(2) Оно
тоже просуществовало
до самого прихода
немецких войск
и хорватских
усташей в апреле
1941 года и
связанного с
этим запрещения
сокольской деятельности.
Правовое
положение русских
сокольских обществ
в братских,
но далеких друг
от друга, славянских
странах - Чехословакии
и Королевстве
СХС, где у обоих
уже существовало
свое большое
национальное
сокольство,
успевшее возродиться
после победы
союзников и
распада Австро-Венгерской
империи в 1918
году, каждое
со своими задачами
и своими трудностями,
было вопросом
сложным и требовало
выяснения. В
Любляну, где
тогда находилось
старейшинство
Юго-сокола,
был командирован
начальник земунского
О-ва "Русский
Сокол",
И.И.Максутов.
Ему удалось
достигнуть соглашения
с югославянами
и работа закипела.
Заодно ему удалось
подготовить
основание новых
русских сокольских
организаций
в Любляне и
Загребе.
Следует
отметить, что
без братской
поддержки Чехословацкого
и Югославянского
Сокольства возродить
Русское Сокольсгво
зарубежем было
бы в ту пору
почти невозможно.
Особенной благодарности
требуют заботы
И.Шейнера, не
раз бывавшего
в России для
установления
там Сокола в
начале века,
а теперь почетного
старосты Чехословацкого
Сокольского
Союза (Ч.О.С.),
а также югославянских
столпов сокольства
Г.Г.Паунковича
и Б.Живковича.
Первый
Слет Югославянского
Сокольского
Союза (Ю.С.С.)
14-15 августа
1922 г. в Любляне
послужил толчком
к дальнейшему
росту и Русского
Сокольства.
Несколько русских
соколов выступало
с упражнениями
в одном строю
с югославянами,
практика впоследствии
частая, а 126
русских соколов
и соколок приняло
участие в торжественном
шествии по городу,
впервые снова
под своим русским
бело-сине-красным
флагом. Население
Любляны приветствовало
русскую колонну
восторженными
криками приветствия
в честь и во
славу России,
хотя бы и зарубежной.
Но
еще важнее для
дела было то,
что по почину
земунского о-ва
Р.С. там же
в Любляне, в
слетские дни
состоялось "Собрание
представителей
Русских Сокольских
организаций
и отдельных
лиц русской
национальности,
входящих в состав
Югославянских
Сокольских обществ"
для выработки
"Правил"
для объединения
русских соколов
в Югославии
и установления
правильных взаимоотношений
с Югославянским
Сокольством.
Эти Правила
послужили в
дальнейшем материалом
для "Положения"
("Уредбы")
о Русском Сокольстве
в Королевстве
С.Х.С., основном
документе для
правового существования
Р.С. в стране.
Оно приобрело
окончательную
форму и было
утверждено Правлением
Краевого Союза
Русского Сокольства
в Югославии
29 ноября 1925
г. а затем и
Старейшинством
Югославянского
Союза Соколов
- 3 Мая 1926
г. В Чехословакии
такого документа
не существовало,
что и привело
к множеству
внутри-сокольских
недоразумений
и конфликтов.
РУССКОЕ
СОКОЛЬСТВО В
ЮГОСЛАВИИ
Первоначально
русские сокольские
организации
предполагались
составными частями
местного югославянского
сокол ьского
общества,. с
некоторой автономией
в своей среде.
Практика жизни
показала однако,
насколько для
русских эмигрантов
было важным
жить своей русской
общностью -
"Правила",
а затем "Уредба"
дали нам полную
автономию, под
защитой и в
братском сотрудничестве
с Юго-Соколом.
Это давало русским
сокольским организациям
возможность
пользоваться
местными гимнастическими
залами, получать
скидки на средствах
сообщения, участвовать
в сокольских
и государственных
мероприятиях
Югославян и
т.д.
Вскоре,
на своем 3-ьем
съезде делегатов,
в 1926 г. Русское
Сокольство создало
свою структуру
Краевых Союзов
в разных странах
нашего рассеяния
-образовались
Чехословацкий,
Югославянский,
Болгарский,
Французский
Краевые Союзы
Р.С- требовалось
наличие трех
действующих
обществ в данной
стране
и желание создать
свой Краевой
Союз. Все такие
Краевые Союзы
и отдельные
сокольские общества
и гнезда вошли
в воссозданный
Союз Русского
Сокольства,
пока, конечно
полностью зарубежный,
но надеявшийся
на крупные перемены
на Родине. Вот
эта структура
то и вызвала,
по не вполне
понятным причинам
и несомненно
не без давления
ГПУ на своих
провокаторов
в нашей среде,
неразрешимые
несогласия между
югославянским
и чехословацким
Краевыми Союзами
Русского Сокольства
- со временем
и правительственная
Прага стала
ратовать за
отнятие у русских
права на самостоятельный
союз, за отмену
"краевой"
структуры, за
запрет на бело-сине-красное
знамя. Левые
круги Чехословакии
явно шли на
поводу у СССР
- белых руеских
не должно быть
вообще.
До
1930 г. никаких
подобных трудностей
еще не возникало.
Русские сокольские
общества появлялись
повсеместно
во всех странах.
И стар и млад
хотели встречаться,
учащаяся и уже
работающая молодежь
желала заниматься
гимнастикой
и спортом, допризывной
военной подготовкой
и конечно, искала
встреч и дружбы
в своем кругу.
На территории
Королевства
СХС / Югославии
после Земунского
возникают общества
в Горажде (1922
г.), в Любляне
и в Белграде
- столице страны
(в 1923 г.),
в Загребе (в
1924 г.), в
Каниже, Великой
Кикинде, Сараеве,
Крагуевце (к
1926 г.). К
1935 году в
Югославянском
Крае 25 обществ
Р.С. - добавились
Белая Церковь,
Белый Монастырь,
рудник Бор,
Вранье, Заечар,
Кральево, Крушевац,
Куманово, Лесковац,
Ниш, Новый Сад,
Панчево, Парачин,
Скоплье, Сомбор,
Суботица, Чуприя,
Велес, Великий
Бечкерек (впоследствии
Петровград/Зренянин).
Ко времени военной
трагедии Югославии,
в апреле 1941
г., в стране
существовало
и работало уже
32 общества
Русский Сокол
- открылись
о-ва в Осеке,
Бранин Врхе,
Баня Луке, Пожаревце,
Смедереве, Новом
Врбасе, и Старой
Загоре. Некоторые
о-ва с отъездом
тех или иных
групп лиц временно
закрывались,
а затем открывались
спустя несколько
лет заново(напр.
в Сараево).
Во
всех этих русских
сокольских обществах,
ГЛАВНЫМ образом
провинциальных,
кипит бурная
жизнь: лекции
и встречи, занятия
гимнастикой
разных возрастных
групп соколов,
соколок и соколят,
происходят школьные
классы по русским
предметам -
Закону Божьему,
русскому языку,
русской истории,
географии, родиноведению.
Проводятся вылеты
в природу и
летние лагеря.
Часто происходят
совместные мероприятия
с Юго-соколом,
на всех их торжествах
присутствуют
представители
местного русского
сокольского
общества и наоборот,
Югославянское
старейпшнствао
присутствует
на наших. Чествуются
церковные события
и православные
праздники.
Чтобы
не быть голословными
обратимся к
разделу "Хроника"
, например,
декабрьского
номера за 1938г.
ежемесечника
"Пути Русского
Сокольства",
издававшегося
в Белграде правлением
Союза Русского
Сокольства,
под редакцией
летчика-ген.
бр.Вячеслава
М.Ткачева (3).
Читаем (в выдержках):
О-во Р.С. в
Бане Луке -
"С началом
зимнего времени...
после каникулярного
отдыха, общественная
жизнь сосредоточилась
возле Сокола.
Возобновила
свою деятельность
сокольская школа
для детей и
подростков...
Отечественную
историю преподает
бр. Б.С.Яковлев,
обращая особое
внимание на
проповедь
любви
к России и своей
национальности,
воспитывая в
молодежи сокольский
дух и дисциплину.
Упорно пробивая
себе путь и
стремясь ко
все большему
объединению
на сокольской
почве русских
людей в Баня
Луке удалось
расширить
помещение, занимаемое
О-вом и другими....
таким образом
теперь имеется
большая комната,
специально служащая
для докладов,
собраний и вечеринок
и вторая* комната
- библиотека
Русской .Матицы.
Каждую субботу
устраиваются
О-вом вечеринки,
служащие для
объединения
русских и дающие
возможность
нашим друзьям
из местного
общества поближе
нас узнать,
....услышать
правду о русской
действительности....
Так были сделаны
доклады: Наш
долг перед Россией,
Причины крушения
белой армии,
Задачи русской
эмиграции. Организована
устная газета;
устроена коммеморация
митрополиту
Банялуцкому
Василию, сказано
слово посвященное
русскому артисту
Южину. 3 декабря
после полуторамесячной
подготовки,
был устроен
сокольский годовой
концерт, который
прошел блестяще
как в художественном,
так и в материальном
отношении. Выступали
девочки-соколочки,
в составе пяти
маленьких
балерин
и вызвали бурю
восторга публики.
Подготовила
детей
совершенно
безкорыстно
г-жа М.Дебеляк,
которая ведет
в городе студию.
Выступали с
сольными номерами
цения г-жа Милькович
и г.Кутияра,
артисты местного
театра..;, и
любители - гг.
М.М.Нагорный
(бас) и С.Б.Хихин
(тенор)....
Танцы продолжались
до утра. Традиционный
русский сокольский
вечер завоевал
себе успех.
Его посетили
заместитель
бала (губернатора)
г.Петр Цветкович
с супругой,
начальник (местной)
дивизии ген.Миливой
Алимпич и его
помощник ген.Воислав
Костич с супругами
и другие представители
местного (сербского)
общества. О-во
Р. С. ведет
свою работу
в тесном содружестве
с другими русскими
национальными
(т.е. патриотическими,
АБС) организациями,
а также с Югосоколом,
который на свои
заседания правления
приглашает (нашего)
бр.старосту
М.К.Чирко..."
Далее
читаем: О-во
Р.С. в Белой
Церкви - "О-во
живет напряженной
жизнью, без
отдыха, без
перерыва, без
времени для
подведения итогов....
3
сент. - конец
Сокольского
лагеря - "Гребенац".
4
сент. - концерт
в пользу Русского
Красного Креста
и Комитета помощи.
5-6
сент. - День
Рождения Е.В.
Короля (Петра
2-ого, АБС).
Участие 25 членов
О-ва в парадной
и походной форме
в шествии с
факелами, на
параде и на
торжественном
заседании Югосокола.
Вечером сокольский
сбор: концертная
программа. Танцы.
8-9
сент. - вылет
О-ва в "Гребенац",
на два дня.
II сект. - Собрание-протест
против Лондонского
Конгресса свободомыслящих.
25 сент.
- Панихида и
Траурное Собрание,
посвященное
незабвенному
бр.Г.Г.Паунковичу
(скончавшемуся
в августе 1938
г. зам. Старейшины
Югосокола,
АБС).
26 сент.
- концерт при
участии оперного
певца К.Б.Борисова.
9
сент. - панихида
и Траурное Собрание
в "Бурге"
по Короле-Витязе
Александре 1-ом.
Траурное Собрание
русских людей
в Сокольне....
13 окт. - Торжественное
Собрание посвященное
950-летию Крещения
Руси.... 1 дек.
- День Объединения
Королевства.
10 братьев и
сестер в парадной
форме
11
на
молебне, Торжественном
Собрании и Академии
(это сокол ьское
торжественное
показное гимнастическое
выступление
перед общественностью,
АБС) Югосокола.
Наши подростки
выступают с
ружьями в программе
Академии .
4
дек. Детский
вечер. Доклад
духовного руководителя
О-ва Прот. о.
Бориса Молчанова:
Гонение на Христиан.
9 дек.
- День Св.Георгия
(годовой праздник
всех сокольских
О-в). Молебен.
Принятие
завета (сокол
ьское торжественное
обещание при
переходе в
действительные
члены О-ва,
АБС) 2-мя братьями
и 4-мя сестрами.
Семейный
Сокольский
вечер, трапеза,
хоровое пение,
танцы.
10 дек.
- Торжественное
выступление
О-ва с участием
Югосокола (дали
3
номера) и
Русского Кадетского
Корпуса - образцовая
группа гимнастов
на
паралельных
брусьях. Струнный
оркестр с хором..
Прекрасные отношения
с
Югосоколом
крепнут...."
Так
жила сокольская
провинция, в
каждом номере
журнала находишь
около дюжины
подобных сообщений
с мест, в общем
схожих - со
всего света,
от Китая до
Болгарии, от
Латвии до Аргентины.
В столичных
городах постановка
дела была шире
по размаху,
по ставящимся
целям. Читаем,
например в марто-апрельском
номере за 1940
г. "Путей
Русского Сокольства"
: "В субботу,
23 марта по
случаю (сокольского)
18-ого Краевого
Делегатского
съезда, в помещении
театра Русского
Дома состоялась
торжественная
Краевая Академия,
в которой принимали
участие члены
четырех Обществ.
Благодаря этому
удалось составить
большую программу
из 16 номеров,
разнообразно
и показательно
представивших
плоды гимнастической
работы в истекшем
году. По открытии
Академии братом
Краевым Старостой,
провозгласившим
здравицы в честь
Державного Старосты
Югославянского
Сокола Е.В.
Короля Петра
2-ого и почетного
Старосты Русского
Сокольства,
Е.В. Великого
Князя Владимира
Кирилловича
и приветствовавшим
гостей и делегатов
Съезда, - поднялся
занавес и мальчики
белградского
О-ва показали
ряд быстро и
красиво сменявшихся
пирамид, строившихся
и рассыпавшихся
с той легкостью
и отчетливостью,
которая свидетельствует
о хорошо детьми
усвоенной гимнастической
дисциплине.
Пирамиды сменили
подростки девочки
того же О-ва
с рапирами,
изящно и стройно
проделавшие
ряд стилизованна-фехтовальных
упражнений.
Замечательно
хороши были
вольные движения
новосадских
подростков....
с исключительной
чистотой и точностью.
Подростков сменили
братья и сестры
белградского
О-ва, продемонстрировавшие
длинное и чрезвычайно
сложное смешанное
упражнение,
построенное
на калейдоскопической
смене построений,
как то неуловимо
вытекающих одно
из другого.
Братья и сестры
О-ва Земун (выступили)
в красочном
и оригинальном
номере в трех
частях, исполнявшемся
под пение трех
знаменитых арий
заморских гостей
из оперы "Садко"....
Вторая часть
Академии порадовала
глаз вольными
движениями братьев
и сестер из
Нового Сада
и Крагуевца,
бодрыми упражнениями
белградских
подростков на
эспадронах и
вальсом сестер
белградского
О-ва в стильных
белых платьях....
Отчетливы и
дисциплинированны
были земунские
девочки на барьерах.
Закончилась
Академия выступлением
на брусьях
12
смешанной
группой братьев
белградского,
земунского и
крагуевацкого
О-в, показавших
блестящие технические
достижения."
Может
быть здесь было
бы уместно в
деталях изложить
деятельность
Краевого Союза
Русского Сокольства
и самого Союзного
Правления Р.С.
по годам, описать
многочисленные
Союзные и Краевые
съезды, участие
Русских соколов
на Слетах в
Праге, Любляне,
Белграде и Софии,
рассказать об
устройстве летних
лагерей, о допризывной
военной подготовке
соколов, о кропотливой
ежедневной работе
проводимой сотнями
добровольцев-руководителей
и инструкторов-гимнастов,
об участии в
сотнях совместных
с югославянами
мероприятиях.
Но ограниченность
длины доклада
делает это невозможным.
Упомянем
лишь несколько
цифр. Численность
русских сокольских
обществ зарубежом
к началу 2-ой
Мировой войны
составляла 75
действующих
о-в при приблизительно
5700 членах.
В Югославии
работало 32
о-ва, в Чехословакии
12 (+ 6 отколовшихся),
во Франции 11,
в Болгарии,
Латвии и Польше
по 7, в Китае
3 и по 1 о-ву
в других странах
зарубежья. Для
сравнения укажем
на то, что в
Сокольстве других
славянских стран,
живших на своей
родной земле,
к середине 1930-х
годов численность
была, по данным
Союза Р.С, следующей:
Чехословакия
- ЗОЮ о-в при
628 000 членов
Югославия
- 2134 о-в и
"чет"
при 271 000
членов
Польша -
880 о-в при
60 000 членов
Болгария -
172 о-ва при
17 000 членов.
Желающие
глубже изучить
вопрос могут
воспользоваться
материалами
указанными в
библиографии,
ксероксы которых
можно найти
и в Югославии
(у А.Б.Арсеньева,
Новый Сад, тел.
(021) 611-337),
в России в "Союзе
Русских Соколов"
(у Н.А.Джанумова,
см. ниже) и
наконец, у автора
настоящего доклада.
Полагаю,
что описанных
примеров однако
достаточно,
чтобы составить
себе впечатление
о размахе, пользе
и жертвенности
работы членов
русских сокольских
обществ в изгнании,
всетаки весьма
тягостном -
материально,
физически и
духовно. Обществам
"Русский
Сокол"
удалось воспитать
целое поколение
зарубежной молодежи
русскими патриотами,
государственно
мыслящими, сильными
волей и чувством
долга, здоровыми
телом и душой.
Сокольству удалось
удержать и старшее
поколение от
духа уныния,
бесполезности
и беженского
пораженчества.
Целью Русского
сокольства было
также остановить
денационализацию
русской эмиграции,
показать русским
людям, что борьба
не закончилась,
что они еще
могут понадобиться
после-советской
России. Но часы
били слишком
медленно, и
увы - все старшее
поколение ушло
в мир иной,
так и не увидав
зари на родной
земле.
РУССКОЕ
СОКОЛЬСТВО ПОСЛЕ
ВОЙНЫ
После
ухода на запад
перед Наступавшей
красной армией
в 40-вых годах
всех тех, кто
только мог и
съумел убраться
вовремя с ее
порою жестокого
и несправедливого,
пробиваемого
тараном пути
(тяжелые сапоги
СМЕРШа нагнали
и раздавили
многих соколов,
попавших под
их тяжелую поступь),
для ушедших
началась новая
пора строительства
своего русского
уголка в другом,
уже не-славянском
мире. Много
труднее стало
создавать русские
школы с правами,
сокольские общества,
строить церкви
- но с Божией
помощью многое
удалось сделать.
Под эгидой Объединенных
Наций (УНРРА)
в лагерях для
"перемещенных
лиц" слились
в один поток
белые беженцы
из восточной
Европы и миллионы
бывших советских
граждан, не
пожелавших возвращаться
в сталинский
ад (однако большинство
из них союзники
штыками и обманом
всетаки заставили
репатриироваться
и искупать в
'самой счастливой
и свободной
стране мира"
свою мнимую
"вину перед
родиной"
(какую???),
главным образом
в далекой Сибири).
В
западных оккупационных
зонах Германии
и Австрии уже
осенью 1945
г. воссоздались
школы "бесподданных",
т.е. русских.
Вскоре появились
и сокольские
общества: Фюссен
(оно же впоследствии
- Мюнхен-Шлейсгейм),
Пюртен, Регенсбург,
Эрланген и др.
Был создан Центр
Связи Союза
Русского Сокольства
(4). Большинство
членов Правления
Союза оказалось
на западе. Староста
же Союза Р.С,
бр. Роман К.
Дрейлинг вынужден
был остаться.
Он выполнил
свой долг до
конца - скончался
на лесоповалах
ГУЛАГа, арестованный
в Белграде и
осужденный в
СССР, исключительно
за свою патриотическую
работу в Сокольстве.
С
переездом ДиПи
(перемещенных
войною лиц)
в заокеанские
страны и там,
на новых местах,
старые сокольские
кадры всех стран
нашего рассеяния
-Югославии,
Чехословакии,
Болгарии, Балтийских
стран, Франции
и Китая воссоздали
Сокольство,
в некоторых
отношениях даже
более сильное,
чем раньше -
в Сан Франциско,
Лос Анжелесе,
НьюЙорке, Буенос
Айресе. О-во
Р.С. в Париже
фактически вообще
не прекращало
работы.
Но
и тут наступил
спад - неумолимое
время уносило
и распыляло
силы. И вот
теперь, чудесно
воспрявшая из
небытия Новая
Россия, хотя
и не идеальная,
но всеже страна
наших отцов,
снова отстаивающая
свои собственные,
а не надуманные
и фактически
преступные интернационалистские
интересы, продолжающая
после 74-летнего
перерыва СВОЮ
историю, снова
свободно исповедующая
Господа Животворящего,
стала на ноги.
И
вот чудо - не
зная о зарубежных
соколах, группа
офицеров запаса
создает в апреле
1991 г. Сркольское
Общество (Клуб)
в Москве. Их
Староста, бр.
Николай А.Джанумов
(зюд. (005)138-94-04)
в конечном итоге
узнает об нас
из, завалявшегося
на пыльном шкафу
одной из московских
организаций,
недавнего номера
"Путей
Русского Сокольства".
Издание это,
ввиде бюллетеня,
восстановил
в Нью Йорке,
весьма вовремя,
в 1987 г., старый
сокол, бр. Ростислав
В.Полчанинов
(3). Созвонились
с бр. Николаем
Александровичем,
встретились
в Москве. Выслали
сокольскую литературу.
В результате,
русские сокола
Калифорнии соорудили
для новой сокольской
организации
знамя, как символ
передачи старыми
соколами старых
сокольских традиций
назад, на Родину.
Знамя было отвезено
нами в Москву
и торжественно
освящено в октябре
1993 г. в старинном
храме Свв. Бориса
и Глеба в Зюзине,
с принесением
всеми соколами
традиционного
Сокольского
торжественного
обещания, "Завета".
Через год под
этим знаменем
Сокола из России,
в количестве
54 братьев и
сестер, участвовали
в 12-м Всесокольском
Слете в Праге,
с 1 по 7 июля
1994 г. По средневековым
улицам города
они с честью
пронесли свои
бело-сине-красные
знамена и флаги
России, маршируя
своей официальной
колонной, с
соответствующей'
надписью, в
шествии 20 тысяч
соколов славянских
стран - с глубокой
надеждой на
общее все-славянское
сокольское сотрудничество
и в будущем.
Мы
же - свой долг,
завещанный нам
отцами - белыми
воинами, Соколами,
исполнили -
огонь их горячих
сердец мы донесли
до Родной Страны.
ВЗГЛЯД
В БУДУЩЕЕ
В
после-коммунистическом
славянском мире,
несмотря на
страшнейшие
обиды друг на
друга, на невероятную
до гротеска
интерпретацию
некоторыми советского
режима, как
якобы некоего
русского пан-славянского
содружества,
навязавшего
свою ужасную
интернационалистскую
систему личного
и общественного
рабства, жизни
по лжи, доносительства
и страха - своим
собратьям по
несчастию, несмотря
на гулаги, на
море пролитой
крови, как в
застенках, так
и в недавних
битвах на горах
и в лесах Боснии,
Хорватии и Сербии
- несмотря на
все это, у нас
существует свое,
славянское общее
- наше родство!
У. нас почти
понятные друг
другу языки,
схожие культура
и история, а
главное - будущее,
основанное на
взаимопонимании,
на добронамеренном
сотрудничестве
и на своем особом
славянском подходе
к душе и чаянием
человека. Сухой
материализм
запада, его
формализм законопонимания
и даже молитвы
к Богу, нам
всеже чужды
и непонятны
- мы Славяне....
Поэтому
нам всем следует
покаяться друг
перед другом,
кто в чем грешен,
и простить друг
друга. Сокольская
организация
дает нам возможность
именно так и
поступить -
взяться во всех
славянских странах
за главное -
за воспитание
молодежи. Надо
находить интересные
для детей, подростков
и взрослой,
уже работающей
молодежи, увлекательные
и полезные способы
препровождения
времени, включая
идейное и физическое
воспитание,
помочь им выработать
внутреннюю дисциплину
и целеустремленность,
которые оторвали
бы их от тлетворных
влияний темных
улиц и недобрых
примеров там
царствующих
- злобы, веры
в силу зла и
простой распущенности.
Надо спешно
выковывать среди
молодежи мировоззрение,
основанное на
добре, на желании
послужить ближним
и своему Отечеству,
а через это
и всему Славянству.
В
наш век растления
и вседозволености
нужны внутренние
силы в душе
каждого гражданина,
способные противостоять
наползающему
на нас всеобщему
ЗЛУ. Это не
гипербола, это
очень очевидное
всемирное явление.
Не следует искать
этого врага
в каких то конкретных
организациях,
протоколах или
нациях - это
зло прячется
в темных уголках
души и у каждого
из нас, оно
извечное, вскормленное
кровавыми кошмарами
20-го века.
И оно думает,
что оно восторжествовало
в мире.
Змий
с пресловутым
райским яблоком
соблазняет своими
обманными и
эгоистическими
обещаниями и
сегодняшнее
человечество.
Только мы сами
можем остановить
его посягательства,
хотя бы тем,
что преградим
ему путь, остановим
его влияние
на нашу неопытную
молодежь. Наши
дети - это будущее
наших стран
и притом очень
близкое будущее...
За
последние восемь
лет Сокольство
воскресло в
ряде бывших
коммунистических
стран - Чехии,
Словакии, Словении,
Польше, России
и Югославии/Сербии
(Старейшина
др. Слободан
Джорджевич,
тел.(011) 444-0-716).
Зарубежом Сокольство
этих же славянских
народов существовало
все время, напр.
в США. Есть
на что оперется,
в поиске лучшей
системы дальнейшего
воспитания нашей
молодежи.
Поэтому
мне кажется,
что именно внепартийное,
но патриотическое,
славянское,
верующее в Бога
и Добро воспитание,
присущее Сокольству
заслуживет пристального
рассмотрения,
а я надеюсь
и поддержки
общественности
всех наших славянских
стран.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
"Основы
Русскаго Сокольства",
изд. Просветительнаго
Комитета Краевого
Союза Рус.Сокольства
в Югославии,
Белград, 1935
г.
2.
"Русский
Сокол в Земуне
(Югославия)
1922-1932",
изд. Отдела
Культурно-Просветительнаго
и Национальнаго
воспитания "Русского
Сокола"
в Земуне, Белград,
1932 r.
3.
"Пути Русскаго
Сокольства",
Ежемесячник
Союза Русскаго
Сокольства,
Белград, 1938
-1941 и Нью
Хайд Парк, США,
1987 - по сей
день.
4.
"Русский
Сокол - Юбилейное
издание гимнастического
общества Русский
Сокол в Медоне,
1927 -1952",
Париж, Франция,
1952
|